С 2015 года на территории Российской Федерации заработали новые правила начисления налогов на недвижимость физических лиц. Налоговая база отныне определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости. К сожалению, часто собственники недвижимости сталкиваются с тем, что кадастровая стоимость их участков оказывается не справедливо завышена.
В соответствии с Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт‒Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями закона. Составление отчета об определении кадастровой стоимости осуществляется на бумажном носителе не менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа.
Следующим шагом оценщики проводят экспертизу Отчета, по результатом которой составляется экспертное заключение.
Далее заказчик (исполнительный орган субъекта/орган местного самоуправления) принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ст. 24.17 ФЗ «Об оценочной деятельности» датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Проще говоря, кадастровая стоимость участков определяется с максимальной приближенностью к рыночной. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст. 66 ЗК РФ). Соответственно, данная норма дает возможность землепользователям реализовать защиту своих прав и законных интересов в ситуациях, когда кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Итак, если вы считаете, что участок оценен несправедливо и стоимость участка завышена, у вас есть два пути:
- Оспорить оценку в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (такая комиссия существует в каждом субъекте России)
- Оспорить оценку в суде.
Как правило решить вопрос удается на уровне работы комиссии, но везде есть свои исключения.
Обжалование результатов определения кадастровой стоимости осуществляется путем подачи в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основаниями для пересмотра являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта РФ, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, осуществивший определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.
Согласно абз. 3 ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности» для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Т.е. у несогласного с результатами оценки гражданина есть выбор. Кроме того, обращение в комиссию не лишает гражданина права в дальнейшем обратиться и в суд, если он не согласен с результатами работы комиссии.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В случае изменения кадастровой стоимости по требованию заявителя, сведения о кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Юридическая фирма Prime legal LLC поможет оспорить завышенную кадастровую стоимость земельного участка. Сотрудники фирмы имеют многолетний практический опыт (от 12 до 20 лет) в сфере недвижимости, в том числе по вопросам оспариания кадастровой стоимости земельного участка.
Мы анализируем поставленные задачи и предлагаем оптимальные решения, заботясь о том, чтобы каждый клиент остался доволен оказанными нами услугами и полученным результатом, который является нашим общим успехом.